Комическое до комедии   —   Лист 142

ственной утопии. Повторяю, под пародией нельзя понимать нашего современного, вполне сознательного приёма передразниванья. Античная пародия возникает непроизвольно, как второй план мифа, как его другой аспект, как образ хтонической тени, в которой отсутствует настоящий, подлинный тотем.
Мнимость — вот основная природа пародии; она даёт, казалось бы, совершенно то самое, что представляет собой план подлинного тотема, но в нем всё мнимо, и двойник, близнец тотема только кажется, только на короткое время, обманно прикидывается тотемом настоящим. Это тень его, это он не настоящий, это дубликат его в смерти. Аристофановский фарс представляет собой пародию не в литературном, а в мировоззрительном смысле. Он пародирует не трагедию, а комплекс образов, разновидностью которых является и трагедия.
В Птицах — утопическое царство в воздухе; его обитатели — птицы; птичья космогония (684ss.) — необходимая часть этой комедии. Однако, это не просто утопия. Её специфика в том, что она представляет собой форму некоего «бунта» против богов и установленного свыше порядка. Это своеобразная разновидность титаномахии, чего-то подрывного, разрушительного. Мотив восстания против миропорядка — основной в древней комедии.
468 Надо всем вы царили, что есть, надо мной и над ним. Вы стариннее Зевса.
Вы маститого древнего Крона древней, вы начальней и старше титанов,
И земли.

Комментарии: