Так же показательны Всадники. Вся их перипетия заключается в поединке двух лже-владык, кожевника и колбасника. Побеждает колбасник, как негодный из народнейших (180; 185; 328; 684). Его, словно в Птицах Пифетера, восторженно встречают, находя в нем долгожданного мессию, — сотера. Эпифания спасителя сопровождается, как в Птицах, ликованием: «О, блаженный колбасник, сюда, сюда, о возлюбленный спаситель, взойди в город и явись нам!» (147). Богоявление происходит не на горе, а на колбасном лотке, куда всходит мессия и обозревает вселенную, то есть все свои владения (169ss.). Он сам говорит впоследствии Демосу, что тот мог бы считать его богом (1338). Судя по игре слов, в его лице выводится шутовской Посейдон (839), божество всадников (конников). В отличие от Птиц, Всадники представлены, как развёрнутое пророчество. В них и через них беспрерывно проходит мотив оракула. Один мир сменяется другим, один властитель падает, нарождается другой:
128 …Все отчётливо указано:
В начале всех начал пенькой торгующий
Придёт и встанет у кормила города.
— Один уж есть торговец. Кто ж потом придёт?
— Другой, и будет торговать он овцами.
— Ещё торговец! С этим что же станется?
— Пока другого не найдут, мерзейшего,
Он править будет, а потом провалится.
Кожевник пафлагонец вслед за ним придёт,
Буян, горлан, как мельница грохочущий.
Комментарии: