В этой пародийной космогонии Дин, вихрь, верней, — Диев, свергает Дия, Зевса, как бы отца своего. То, что в Птицах, — воздушное государство, то в Облаках «фронтистерий», где Сократ между землёй и небом, в воздухе, возводит вымышленное существованье в обществе облаков. Конец пьесы это подтверждает. Мнимое царство гибнет в огне: дом, подожжённый Стрепсиадом, пародирует мировой пожар, в котором рушится старый космос. Этот ‛дом’, фронтистерий, с лже-мудрецом Сократом, даёт комическую параллель к лже-пророкам, лже-богам, к мнимым царствам с их нечестием:
1506 Зачем восстали на богов кощунственно?
Коли, руби, преследуй! Много есть причин,
А главное, они богов бесчестили!
Однако, в агоне Справедливой и Несправедливой речи блестяще побеждает Несправедливая, а сын Стрепсиада воплощает этот «гибризм» в делах.
Мир, Ахарняне, Лизистрат — космические утопии, в которых космогония носит ярко выраженный земледельческий характер. Мир тут — мир вселенной, понимаемый в виде обильного урожая земли и чадородия женщин; этот мир — одна из фаз в круговороте космосов, фаза плодородия. Но дело-то всё в том, что это именно комическая утопия. Спасители, божества плодородия, мироносцы тут мнимые. Они достигают полного торжества.
Комедия Женщины в народном собрании — пародийная политическая утопия. Женщины, свергающие власть мужчин, типичные псевды; победа на их стороне.
Комментарии: