Комическое до комедии   —   Лист 152

Фигоклеон — олицетворение побеждающей несправедливости, «кривого суда» (547 ss.), кривды, антагониста правды в её исконном значении Дики, правды-суда. Это не «частное лицо», Филоклеон, а узурпатор космический, лже-бог, комическое правосудие, мнимый Зевс:
619 Неужель ж моя не властительна власть,
Или Зевсовой силе она не равна,
Если Зевсом и так величают меня!
Чуть немного в суде разбушуемся мы,
Озабоченно шепчет народ, проходя:
«Вседержитель наш Зевс, как сегодня в суде
Расходилась гроза».
А блесну я зарницей, молитву шепнут
И, дрожа, под себя накладут богачи.
Мне уже приходилось показывать, что Мнесилох в Тесмофориазусах выполняет функции бога плодородия. Теперь я прибавлю: комические функции. Мнесилох — псевдо-бог. Вся комедия в целом — пародия на таинство, на «утопию плодородия». Спасаясь из всех комических смертей, Мнесилох оказывается победителем.
О Плутосе мне тоже уже приходилось говорить. Мотив свержения со скалы — обычный для фармака: эта комедия оттого необычна для Аристофана, что даёт торжество скверны в особой форме просветления, прозрения Плутоса, перерожденья его, которое означает победу справедливости. Однако, структура

Комментарии: