
Комическое до комедии — Лист 152
Фигоклеон — олицетворение побеждающей несправедливости, «кривого суда» (547 ss.), кривды, антагониста правды в её исконном значении Дики, правды-суда. Это не «частное лицо», Филоклеон, а узурпатор космический, лже-бог, ‛комическое’ правосудие, мнимый Зевс:
619 Неужель ж моя не властительна власть, Или Зевсовой силе она не равна, Если Зевсом и так величают меня! Чуть немного в суде разбушуемся мы, Озабоченно шепчет народ, проходя: «Вседержитель наш Зевс, как сегодня в суде Расходилась гроза». А блесну я зарницей, молитву шепнут И, дрожа, под себя накладут богачи. Мне уже приходилось показывать, что Мнесилох в Тесмофориазусах выполняет функции бога плодородия1. Теперь я прибавлю: ‛комические’ функции. Мнесилох — псевдо-бог. Вся комедия в целом — пародия на таинство, на «утопию плодородия». Спасаясь из всех ‛комических’ смертей, Мнесилох оказывается победителем. О Плутосе мне тоже уже приходилось говорить. Мотив свержения со скалы — обычный для фармака2: эта комедия оттого необычна для Аристофана, что даёт торжество ‛скверны’ в особой форме просветления, прозрения Плутоса, перерожденья его, которое означает победу ‛справедливости’. Однако, структура Комментарии: |
![]() 1 См. Фрейденберг О. М. Фольклор у Аристофана («Тесмофориазусы») // Сергею Федоровичу Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности, 1882–1932: сб. статей / Акад. наук СССР. Л. : изд. и тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1934. C. 549—560. Одно из священных сказаний, связанных с праздником Тесмофорий, рассказывает о Батте, проникшем, переодевшись женщиной, на женское собрание в честь Деметры и оскопленном (см. Nilsson M. Griechische Feste. Lepzig, 1906. S. 325). Проникновение мужчины к женщинам, переодевание, оскопление метафорически передает, как считает Фрейденберг, образ ‛брака’, слияния мужского и женского начала, ‛оплодотворения’; действенный обряд самих Тесмофорий состоит в бросании в подземелье (яму) жертвенного животного пли фалла (брак с землей). Фрейденберг показывает, что герой Аристофана Мнесилох наследует культовой роли Батта (Бата), древневосточного божества плодородия, аналогичного Аттису; Мнесилох повторяет действия Батта и едва избегает его участи.
2 См.: Фрейденберг О. М. Слепец над обрывом // Язык и литература. 1932. Т. 8. С. 229—244. В одном из эпизодов комедии (ст. 69—70) от слепого нищего (Плутоса) хотят избавиться, поставив его на утесе так, чтобы он упал вниз. |