комедии противоречит позднейшему замыслу. «Плутос» развёртывается в виде обычной гражданской утопии; но старый Плутос, смерть, фармак, олицетворение низких черт, оказывается тем новым божеством, которому теперь поклоняются люди, уже отвернувшиеся от Зевса (1113 ss.). Оставив Олимп, Гермес переходит в качестве слуги, от Зевса к Плутосу. Всё это черты ‛комической’ космогонии с победой «псевда». Но у Аристофана эти низкие функции у Бедности, которая, по-видимому, некогда выигрывала сражение. Аристофан же заставляет торжествовать ‛омоложенного’ и ‛справедливого’ бога. Отсюда — меньшая комичность «Плутоса» по сравнению с остальными комедиями и его как бы особая роль. Известно, что в последних комедиях (особенно в Коккале) Аристофан уже отходил от древнего фарса к формам будущей новой комедии с её новым пониманием комического.
Обобщая древнюю комедию, можно сказать, что в её структуре содержится её прежняя семантика (когда она ещё была мифологической).
Агон — это поединок, в котором всегда торжествует ‛низ’, низкое начало. В парабазе — суд, всегда двойственно оформленный: как конкретный бахвалящийся и инвектирующий хор, и как автор, с авторской самозащитой, самохвальством и личной бранью. И хор, по сюжету конкретной комедии, и автор выступают в роли псевдов, требующих победы. Парабаза — дубликат агона в форме ‛суда’.
Сцены в финале с приходом ‛непрошенных гостей’ передают образ ‛дележа’, который составляет неизменную часть,
Комментарии: