Комическое до комедии   —   Лист 154

вместе с судом, всякой космогонии. Один псевд за другим приходит получать свою долю; в мифологическом, до-этическом, плане это ещё не судьба, а часть закланного животного, того тотема, той правды, которая временно и мнимо побеждена хвастунами. Но в комической пародии всё мнимо, и псевды получают долю палочных ударов и брани; они изгоняются, как всякие фармаки.
В шутовских космогониях шутовские боги правят временными шутовскими царствами; тут разыгрываются мнимые мистерии, мнимые «священные» браки, возводятся основания мнимых государств и городов. Персонаж этих «гибристомахий» и «гибристогоний» состоит из стариков, воплощений смерти, которые вступают в борьбу со своими сыновьями. Если в настоящих космогониях сыновья свергают своих отцов, то в шутовских — отцы свергают своих сыновей. Они лже-мессии лже-царств, лже-учители, лже-поэты, лже-правители. Мнесилохи — лже-женщины, Лизистраты и Праксогоры — лже-мужчины. Каждый из них изображается в виде одержимого: как Филоклеон болен сутяжническим зудом, так каждый герой неистово желает только одного чего-нибудь. Преувеличение и шарж получаются оттого, что персонаж однолинеен, наполнен только одним содержанием, совершенно статичным и не имеющим никаких нюансов. Люди это или герои, животные или чудовища? Это как раз мифологические люди, фантастические существа неведомой природы, но не живые, а умершие, слепок с живых, с богов, но без света. Это тень жизни, её другая сторона, существо без подлинности, кото

Комментарии: