сидит внутри средних ей жанров. Такова басня-побасенка, нечто среднее между параболой и недоразвившейся новеллой, во многих (если не всех) аристофановских комедиях (лучший пример — Птицы, 470).
Как рассказ с ‛комической’ игрой кривды, басня вкраплена в комедию, как дидактический жанр, она сидит в Трудах Гезиода. Ей не хватает реализма, чтоб получить самостоятельную направленность, порвать со сравнением, с комедией и с дидактикой, стать обобщением и сатирой.
11
Квалификационные процессы понятийного мышления совершенно изменяют природу образа. Теперь признаки предметов отвлекаются от самих предметов и получают совершенно обобщённый смысл. Так рождается свойство предмета, составленное на основании представления об отдельных и особенных чертах того или иного явления. Предмет, помимо состояния, получает определённое качество. Если раньше ‛дурное’ и ‛хорошее’ было двуединым единично-конкретным образом, получавшим значение ‛добра’ или ‛зла’ в зависимости от аспекта, от положения, в каком находился тотем, — то теперь эти понятия разрываются, наполняясь качественно противоположным содержанием. Уже не аспект, не положение, а сумма свойств определяет предмет. В понятийном сознании не может быть места обратимым образам (амбивалентности); их уничтожает категория качественного различия, которая возникает вместе с самой концепцией качества. Но сперва этих качеств лишь два: зло, дурное (былой антитотем) и добро, хо
Комментарии: