линиями, хотя совпадали структурно и аспектно, как единый хтонический план мифа, передающий метафору временной победы разрушительной силы. Но эта раздельность объяснялась у Гомера тем, что эпический ‛комизм’ ещё не был затронут новым понятийным осмыслением, сравнения же возникли именно в силу понятийного толкования актива и пассива.
Рождение категории качества снимает метафорическое различие между ‛реализмом’ и ‛комизмом’. Действенней, значительней различия метафор оказывается однокачественность образов этих двух линий хтонизма. Там и тут понятие ‛низа’ наполняется определённым качественным содержанием, одним и тем же, отрицательным именно в качественном, а не в метафорическом, значении. Там и тут торжество разрушительной силы обращается в торжество гибрис, так в победу ‛зла’ в качественном отношении. Так ‛комическое’ начинает быть категорией реалистического, рождаясь в лоне качественности, то есть в одном из главных процессов понятийного, реалистического мышления. Отныне нельзя отделить комизма от реализма, я хочу сказать, понятийного комизма от понятийного реализма. Понятийный комизм мы и называем комедией. Нужно ли говорить, что комедийный комизм или комедия могла родиться только бытовой, только реалистической? Пока не было категории качества, комедия не могла возникнуть в той её специфике, которая представляется нам её исконной жанровой приметой. Могло быть мифологически-‛смешное’, как аспект плодородящей смерти, — но не больше. Явление же комедии (комедийно комического) должно быть отнесено целиком за счёт возникновения категории качества, как её непосред
Комментарии: