Комическое до комедии   —   Лист 159

линиями, хотя совпадали структурно и аспектно, как единый хтонический план мифа, передающий метафору временной победы разрушительной силы. Но эта раздельность объяснялась у Гомера тем, что эпический комизм ещё не был затронут новым понятийным осмыслением, сравнения же возникли именно в силу понятийного толкования актива и пассива.
Рождение категории качества снимает метафорическое различие между реализмом и комизмом. Действенней, значительней различия метафор оказывается однокачественность образов этих двух линий хтонизма. Там и тут понятие низа наполняется определённым качественным содержанием, одним и тем же, отрицательным именно в качественном, а не в метафорическом, значении. Там и тут торжество разрушительной силы обращается в торжество гибрис, так в победу зла в качественном отношении. Так комическое начинает быть категорией реалистического, рождаясь в лоне качественности, то есть в одном из главных процессов понятийного, реалистического мышления. Отныне нельзя отделить комизма от реализма, я хочу сказать, понятийного комизма от понятийного реализма. Понятийный комизм мы и называем комедией. Нужно ли говорить, что комедийный комизм или комедия могла родиться только бытовой, только реалистической? Пока не было категории качества, комедия не могла возникнуть в той её специфике, которая представляется нам её исконной жанровой приметой. Могло быть мифологически-смешное, как аспект плодородящей смерти, — но не больше. Явление же комедии (комедийно комического) должно быть отнесено целиком за счёт возникновения категории качества, как её непосред

Комментарии: