Комическое до комедии   —   Лист 160

ственный результат.
Мы знаем, действительно, два рода древних комедий. Один — это аристофановский фарс, с его древним, до-качественным, мифологическим материалом. Другой — бытовой, жанр дорической бытовой комедии, лишённый хоров и мелики. Это две различные эпохи сознания.
В бытовой комедии, типа сицилийской сценки или оскских ателлан, персонаж состоит уже не из инкарнаций образа, а из типизированных свойств. И маска делается маской свойства. Самая коллективистичность прежнего образа принимает форму типа, коллективных обобщённых черт. Так происходит двойное рождение типа из маски и из обобщения. Герои комедии по-прежнему олицетворяют собой гибристов, являясь носителями тех же самых стоячих масок, как и раньше; но теперь это маски свойств — глупости, обжорства, сварливости, болтливости, хвастовства и т.п. Это ещё не характеры. Для характеров нужна психология. Это внешне-типизированные стандарты обобщения тех самых образов, которые фигурировали в мифе стороной тех или иных метафор. Тут именно маска свойств, потому что один тип всегда подобен другому, однородному.
Поверкой * сказанного может служить то, что в античной литературе нет возвышенных «свойств» или «типов». Свойства могут быть только низкие. Ни «характеров», ни «типов» не бывает благородных. Тип, характер понятие реалистическое, низкое. Почему? Да потому, что «степенным» возможен лишь мифологический план, до-понятийный. Он оттого и степенный, что в нём нет свойств и типов, что он бескачественный. Свойства и типы свя

Комментарии: