ные действующие лица, будучи смеховой пародией главных героев, представляют собой реалистически-комический персонаж, — «типы» и, частично, «характеры» в теофрастовском смысле. В отличие от древней, хоровой комедии с её пародированьем, бытовая новая комедия сама в себе несёт двойное начало пассий и фарса, лишь реалистически понятых. Но это относится уже к литературе периода эллинизма. Быть может, ‛сократическое’ единство ‛шутливого’ и ‛серьёзного’ в иронии, начавшись в лоне философского фольклора, перекидывается в комедию только с IV века, когда классической Греции уже нет. Чем древней, тем эти линии раздельней, как два аспекта мифа, как образ ‛двойника’.
Но является ли греческая древняя комедия подлинным комедийным жанром? С точки зрения литературной комедии IV века, нет. Ей не хватает основного признака возникновения — самостоятельного функционированья. Формально, она ещё музыкальна и орхестична; у неё ещё нет отдалённой литературной формы. Это своеобразная бурлескная оперетта, но не комедия. Её комическое строится на образе торжествующей ‛гибрис’.
Итак, качество не искони у явления. Оно создаётся из своей противоположности. Качество — признак возникновения. Это можно сказать и о комедийном жанре в целом, и о самом рождении категории качества, в чём бы оно ни проявлялось. Человеческий эмбрион не имеет качества человека. Оно появляется только в акте рождения и отделения от органов матери. Мне уже приходилось показывать, что сатира возникла из сатуры, которая не имела качественных черт сатиры. Поэзия соз
Комментарии: