2. Комическое до комедии

Опубл.: Фрейденберг О. М. Комическое до комедии : (к проблеме возникновения категории качества) // Миф и театр / сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 74–127.

[Предисловие Н. В. Брагинской]

Рукопись «Комическое до комедии» публикуется полностью, без изменений, с уточнением цитат и отсылок к цитатам; рукопись снабжена примечаниями составителя.
У работы «Комическое до комедии» есть две особенности, на первый взгляд никак не связанные между собой. Первая — то, что работа писалась в осажденном Ленинграде, вторая — то, что на собственные неопубликованные труды Фрейденберг ссылается так, словно читателю они могут быть известны. Нужно, наверное, представить себе человека, который много лет работал в идейной изоляции, не видел своих работ напечатанными (единственная опубликованная монография «Поэтика сюжета и жанра» таинственно исчезла с прилавков через пару дней после выхода в свет), представить себе ученого, который видит вокруг умирающий город, чтобы понять, что обращаться такой человек и ученый мог только к будущему. Перед лицом будущего и будущего читателя, тем более идеализируемого, чем меньше вероятия найти читателя труда о Гомере и Аристофане в осажденном Ленинграде, кажутся смешными, лишними ссылки и пояснения, и читателю в дали немногих, но недостижимых десятилетий приписывается и полная осведомленность я готовность все понять и обо всем догадаться.

 

$nbsp;


Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169  
1 Речь идет не об историческом возникновении комедии, которое датируется более поздним временем, нежели возникновение трагедии. Ключ к пониманию слов «создается задолго до этики» находится n тексте несколько ниже, там, где речь заходит о датировке и с п о л ь з о в а н и я до-этического материала. Этот до-этический материал используется в комедии, когда этика развита уже даже как философское учение и уже существует «этический» жанр трагедии.
1 См. прим. 22 прим. 1. л. 141.
1 Fr. 29 Diehl, перевод Ф. Зелинского.
2 Fr. 42 Diehl, перевод Ф. Зелинского.
1 Подробнее о параллелизме философии и комедии см. в разделе «Экскурс в философию» в кн. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978, с. 269–282.
2 Подробнее о процессе размежевания «высокого» и «низкого» стиля и жанра в истории мировой литературы см. в главе «Вульгарный реализм» (Поэтика сюжета и жанра, с. 290 и слл.).
1 Основное содержание знания, которое получали посвящаемые в орфические мистерии — знание правильного загробного «маршрута» и правильного поведения в преисподней. Правильность этого знания удостоверяли орфические легенды о тех, кто сошел в преисподнюю и вышел оттуда. Таков сам Орфей, таков Эр в «Государстве» Платона.
2 Анодос — восхождение или путь наверх. В поэме Парменида путь к истине описывается как поездка на колеснице к воротам дня и ночи, где ожидает богиня Правды (Дика).
3 Принято считать, что орфико-пифагорейская традиция отразилась в рассказах о загробном суде Эра в «Государстве» Платона (614 b — 621 b), а также в «Горгии» (523 b — 527 а), «Федоне» (70 de. 80 с — 82 е), «Федре» (248 с — 249 d).
1 Один из насмешливых драматических жанров назывался «майсоновским» от имени повара Майсона, якобы введшего маску повара-шута-философа: Athen. 39 с, 173 /, 659 а.
2 Ателланы ставились как развлекательная концовка — эксодий — после представления трагедии в Риме.
3 См. Diog. Laërt., III, 18.
4 См. аргументум грамматика к ХѴ-ой идиллии: «ои пересочинил поэму, исходя из «Зрительниц Истмий» у Софрона».
1 Имеется в виду общеизвестный факт, что мистерии прерывались как антрактами комическими соти* и фарсами. Ср. Поэтика сюжета и жанра, с. 325 и сл.
2 См. об этом: Семантика постройки кукольного театра // Миф и театр / О. М. Фрейденберг. М.: ГИТИС, 1988. Гл. II. С. 15–17; Гл. X. С. 26.
3 О семантике ямбических частей трагедии см. раздел Мелика-ямбика в кн.: Фрейденберг О. М. Миф и литература древности, с. 397 сл.; о ямбе как жанре инвективы и насмешки см.: Поэтика сюжета и жанра, с. 110, 195, 288.
Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169