2. Комическое до комедии

Опубл.: Фрейденберг О. М. Комическое до комедии : (к проблеме возникновения категории качества) // Миф и театр / сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 74–127.

[Предисловие Н. В. Брагинской]

Рукопись «Комическое до комедии» публикуется полностью, без изменений, с уточнением цитат и отсылок к цитатам; рукопись снабжена примечаниями составителя.
У работы «Комическое до комедии» есть две особенности, на первый взгляд никак не связанные между собой. Первая — то, что работа писалась в осажденном Ленинграде, вторая — то, что на собственные неопубликованные труды Фрейденберг ссылается так, словно читателю они могут быть известны. Нужно, наверное, представить себе человека, который много лет работал в идейной изоляции, не видел своих работ напечатанными (единственная опубликованная монография «Поэтика сюжета и жанра» таинственно исчезла с прилавков через пару дней после выхода в свет), представить себе ученого, который видит вокруг умирающий город, чтобы понять, что обращаться такой человек и ученый мог только к будущему. Перед лицом будущего и будущего читателя, тем более идеализируемого, чем меньше вероятия найти читателя труда о Гомере и Аристофане в осажденном Ленинграде, кажутся смешными, лишними ссылки и пояснения, и читателю в дали немногих, но недостижимых десятилетий приписывается и полная осведомленность я готовность все понять и обо всем догадаться.

 

$nbsp;


Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169  
1 Последние комедии Аристофана были поста в лены его сыном в 388 г. В «Кокале» присутствовали свойственные новой ком един мотивы потери родных и узнавание, а в «Эолосиконе» не было хоров.
1 Под сицилийской сценкой имеются в виду народные представления, которым придавали литературную обработку Софрон и Эпихарм, и флиаки, на основе которых писали Ринфон, Скир и Ксенарх. Эти сценки, как и народные фарсы кампанского племени осков (ателланы) отличали устойчивые типы-маски раба-вора, жадной старухи, гетеры (в сицилийских сценках) и предшественников персонажей commedia dell'arte Макка, Буккона, Паппа и Доссена (в ателланах).
Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169