2. Комическое до комедии

Опубл.: Фрейденберг О. М. Комическое до комедии : (к проблеме возникновения категории качества) // Миф и театр / сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 74–127.

[Предисловие Н. В. Брагинской]

Рукопись «Комическое до комедии» публикуется полностью, без изменений, с уточнением цитат и отсылок к цитатам; рукопись снабжена примечаниями составителя.
У работы «Комическое до комедии» есть две особенности, на первый взгляд никак не связанные между собой. Первая — то, что работа писалась в осажденном Ленинграде, вторая — то, что на собственные неопубликованные труды Фрейденберг ссылается так, словно читателю они могут быть известны. Нужно, наверное, представить себе человека, который много лет работал в идейной изоляции, не видел своих работ напечатанными (единственная опубликованная монография «Поэтика сюжета и жанра» таинственно исчезла с прилавков через пару дней после выхода в свет), представить себе ученого, который видит вокруг умирающий город, чтобы понять, что обращаться такой человек и ученый мог только к будущему. Перед лицом будущего и будущего читателя, тем более идеализируемого, чем меньше вероятия найти читателя труда о Гомере и Аристофане в осажденном Ленинграде, кажутся смешными, лишними ссылки и пояснения, и читателю в дали немногих, но недостижимых десятилетий приписывается и полная осведомленность я готовность все понять и обо всем догадаться.

 

$nbsp;


Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169  
1 Эсхатологией именуется представление или развернутое учение о конечной участи мира или человека. Эсхатология космическая трактует гибель вселенной. Фрейденберг считает, что этический аспект эсхатологии выделяется постепенно, представая со временем как мотивация космической катастрофы: потоп, мор, мировой пожар обрушиваются на людей «за грехи», «за преступления» и т. п. Индивидуальная эсхатология — участь человека, так же этизируется («этизацию» можно описывать и как появление чего-то совершенно нового, и как вычленение этического как чего-то совершенно нового, и как вычленение этического как чего-то особого, отдельного пз мифологического субстрата). Нa месте случайного жребия, участи, доли, этически никак не мотивированных, возникает идея расплаты, соответствия загробной судьбы и поступков человека. В «Илиаде» Зевс просто взвешивает на золотых весах жребии жизни героев: чей склонится книзу, тот погибает: 8, 69—74; 22, 209—214. См. также прим. 20 [прим. к л. 121].
Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169