9. Экскурсы. 2. Утопия

Опубликовано: Утопия / публ., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской // Вопросы философии. – 1990. – № 5. – С. 148–167. – То же. Электрон. данные. – Режим доступа: http://ec-dejavu.net/u/Utopia.htm.


Текст приводится по публикации, в примечаниях указаны ее страницы.

$nbsp;


Листы: 227   235   243   251   258   266  
1 Перевод О. М. Фрейденберг.
2 Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 32 [*]
1 Периплы — от περί – «вокруг» и πλέω – «плыву» — сочинения, описывающие далекие путешествия вдоль морских побережий.
2 См. Keller 0. Rerum naturalium scriptores graeci minores. Leipzig, 1877; cp. Westermann A. Παραδοξογράφοι. Scriptores rerum mirabilium graeci. Brusvige, 1839; Giannini A. Paradoxographorum Graecorum reliquiae. Milano, 1965.
1 Откровение, приписанное традицией епископу Патар Мефодию Ликийскому, содержит рассказ об истории мира от Адама и до грядущего Страшного суда.
2 Сахаров В. А. Указ. соч., с. 38 cл., 235 слл. [*]
1 Шепелевич Л. Ю. Этюды о Данте. I. Апокрифическое «Видение cв Павла». Харьков, ч. I, 1891; ч. II, 1892. [*]
2 Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнитeльного доследования. Спб., 1891. [*]
3 Анабазис и катабазис – буквально восхождение вверх и спуск вниз, в специальном терминологическом смысле означает выход из преисподней (на небо) и сошествие в ад.
4 Имеется в виду сатира Сенеки Отыквление (Апоколокинтоз) о посмертном превращении императора Клавдия в тыкву; апоколунгоз пародирует апофеоз, т. е. превращение покойного цезаря в бога в официальном императорском культе.
5 В Демах (Народах) Евполида герой Миронид спускается в преисподнюю и выводит оттуда Солона, Перикла и других великих мужей. Они осуждают порядки в Афинах и затем возвращаются в царство мертвых. Судебное разбирательство о превосходстве в искусстве поэзии – в Лягушках Аристофана.
Листы: 227   235   243   251   258   266