14. Басня

Опубликовано:
Басня / О. М. Фрейденберг ; [публ. подгот. Н. В. Брагинская при участии Ю. В. Крайко] // Синий диван. – 2007. – № 10–11. – С. 126–156. – То же. Электрон. данные. – Режим доступа: http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=245277; http://www.polit.ru/research/2008/10/06/freidenberg.html.
$nbsp;


Листы: 471   479   487   495  
1 О священной птице Феникс см.: Геродот. История, II, 73.
2 Фрейденберг перечисляет трех из примерно двух десятков греческих «списателей чудесем», парадоксографов. Это Флегонт из Тралл (II в. н.э.), написавший «Удивительные истории» – компиляцию невероятных случаев и фактов; Антигон из города Кариста на о-ве Эвбее (III–II вв. до н.э.), автор «Свода невероятных рассказов» (Ἱστοριών παραδόξων συνααγωγή); Аполлоний-парадоксограф (II в. до н.э.), автор «Невероятных историй» (Ἱστορίαι Θαυμάσιαι). См.: Rerum naturalium scriptores graeci minores / Recensuit Otto Keller. Lipsiae: In Aedibus B.G. Teubneri, MDCCCLXXVII [=1877].
3 См. выше прим. 8
1 Pitra J. B. Analecta sacra et classica spicilegiosolesmensi parata. Parisiis – Romae, 1891. Vol. II. P. 292 sqq.
2 Reitzenstein R. Poimandres. Studien zur Griechisch-Ägyptischen und Frühchristlichen Literatur. Leipzig.: Teubner, 1904. S. 259.
3 Современное название этой поэмы «Явления» или «Небесные явления».
4 Арат. Явления, ст. 942 сл.
5 Вергилий. Георгики, I, 351.
6 Вергилий. Георгики, I, 351.
1 Исайя 27: 1; Псалом 73: 14.
2 Премудрость Соломона 7: 17–20.
1 Платон. Политик 272 bc.
2 Загрей – божество критское, возможно догреческое, этимология его имени неясна. В орфической традиции, подхваченной неоплатонизмом, миф о нем стал основой мифологической антропологии: сын Критского Зевса-змея и Персефоны, Загрей – или прото-Дионис – был растерзан титанами, посланными ревнивой Герой. За это титаны испепелены Зевсом, а из праха титанов, пожравших бога, был сотворен человек, в котором, таким образом, соединены две природы: титаническая и божественная, агрессивное начало и невинная страдательная природа жертвы. Орфико-неоплатоническая разработка этизирует архаический образ мира как разрываемого на части зверя (в терминологии Фрейденберг, «тотема») и добавляет «понятные» мотивировки (например, ревность Геры). В «Поэтике сюжета и жанра» концепции архаической жертвы в связи с первобытным мировоззрением и образу мира как разрываемого зверя, которому «причащаются» участники ритуала, Фрейденберг посвятила раздел «Метафоры еды» и главку «Обряды разрывания». Современный авторитет в области греческой религии Вальтер Буркерт связал образ «спарагмоса», растерзания, Загрея с древнейшими охотничьими жертвенными ритуалами и во многом повторил эти мысли в ставшей знаменитой книге «Homo necans» (Burkert W. Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. Berlin: De Gruyter, 1972. S. 8 ff., 142).
1 Aeneis Buch VI / P. Vergilius Maro; Erkl ärt von Eduard Norden. 2. Aufl. Leipzig; Berlin: B.G. Teubner, 1916.
2 Meyer E. Ursprung und Anf änge des Christentums. Bd. 2. Stuttgart, Berlin: J.G. Cotta, 1922. S. 194 сл.
3 Doren A. Wunschräume und Wunschzeiten // Vorträge der Bibliothek Warburg 1924–1925. Liepzig, Berlin, 1927. Bd. IV, 4. S. 173.
4 Фрейденберг имеет в виду стихи из «Илиады» (IV 440–443, пер. Н. Гнедича):Ужас насильственный, Страх и несытая бешенством Распря,Бога войны, мужегубца Арея сестра и подруга:Малая в самом начале, она пресмыкается; послеВ небо уходит главой, а стопами по долу ступает.Ἔρις означает «распря», «спор», «брань», «ссора», «состязание». По Гесиоду, Эрида принадлежит к первозданным космогоническим силам, стихиям: она – дочь Ночи и внучка Хаоса.
5 Веселовский А. Н. Собрание сочинений. Т. 8, вып. 1. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. Петроград: «Госиздат», 1921. С. 284 сл.; Кирпичников А. Д. К вопросу о птице Страфил // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. № 6. Птица Стратим или Страфил(а) (а также Стрефея, Страфель, Естрафил и др.) – передача греч. στρουθός – воробей; большой στρουθός – страус. В «Голубиной книге» Страфила названа матерью всех птиц. Это космическая птица, обитает посреди океана, прячет под крылом солнце или даже весь мир, взмахи ее крыльев могут вызвать бурю, она возвещает начало дня. В сказании о Соломоне и Китоврасе птица, которая стережет шамир, раздробляющий самые твердые камни, это птица ноготь, что соответствует нагар-туре талмудического рассказа. В духовных стихах о Егории Храбром птица Нага, Нога, Ногайщина, Чер-ногарь, Черногон чередуется с другим прозвищем той же птицы: Острафил, птица Острафильская, Стратим (Веселовский А.Н. Указ. соч., с. 245–248).
6 Филон Иудейский. О наградах и наказаниях, 15 сл.; его же. О клятвах, 8 сл.
7 Geffcken J. Die Hirten auf dem Felde // Hermes 49 (1914), S. 334 сл.
1 Дромадер – одногорбый верблюд, домашнее животное, дикий предок которого вымер.
2 Платон. Государство 620а сл.
1 Фрейденберг зачеркнула в рукописи следующее предложение: «Чего же требовать больше от женщины?».
2 Софокл. Фрагмент 598 // Tragicorum graecorum fragmenta / Recensuit A. Nauсk. ed. Secunda. Lipsiae: Teubneri, MDCCCLXXXIX (=1889). P. 274–275.
3 Пиндар. Пифийские Оды, II, 155.
4 Эсхил. Агамемнон, ст. 724.
5 Harrison J.E. Themis: a Study of the Social Origin of Greek Religion, with an Excursus on the Ritual Forms preserved in Greek Tragedy/ by G. Murray and a Chapter on the Origins of the Olympic Games, by F.M. Cornford. Cambridge: Cambridge UP, 1927. P. 516.
1 Откровение Иоанна Богослова 5, 12; 17, 14.
2 Перевод отличен от Синодального.
Листы: 471   479   487   495