9. Экскурсы. 2. Утопия

Опубликовано: Утопия / публ., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской // Вопросы философии. – 1990. – № 5. – С. 148–167. – То же. Электрон. данные. – Режим доступа: http://ec-dejavu.net/u/Utopia.htm.


Текст приводится по публикации, в примечаниях указаны ее страницы.

$nbsp;


Листы: 227   235   243   251   258   266  
1 Пельман Р. История античного социализма и коммунизма. СПб., 1910. C. 296 сл.
2 Комедия Евполида называлась Χρυσοῦν γένος, букв. «Золотой род» или «поколение» (Kaibel G. Comicorum graecorum fragmenta. Berlin, 1899. I 337, fr. 290, 292); «золотой век» у Гесиода это также буквально «золотое поколение».
3 Кроме Ферекрата (Металлы, Персы I fr. 175, fr. 108, 183 fr. 150) и Кратеса (Кратета) (I 133 fr. 1, 134 fr. 15), блаженство как гастрономическое изобилие, булки на деревьях и всевозможные варианты скатерти-самобранки встречаются также в Амфиктионе Телеклида (I 209 fr. 1), Сиренах Никофона (I 177 fr. 13), Богатствах Кратина (I 64 fr. 165) и др.
1 Здесь и далее использовано издание перевода А. Н. Егунова в Полном собрании творений Платона (Пб., 1923, т. 13–14).
2 Игра словом «креатура». Люди, вылепленные Прометеем или появившиеся из камней, брошенных Девкалионом и Пиррой, являются креатурами, т. е. творениями, в буквальном смысле; Аполлодор. Мифологическая библиотека. I 7, 1–2.
3 Мир, благозаконие и правосудие – значение имен Гесиодовых Ор, или Гор, богинь времен года: Мир – Эйрена, Благозаконие – Эвномия, Правосудие – Дика; обычно эти Оры обозначали цветущее время года от весны до жатвы урожая.
1 Более принято название Послезаконие.
2 Здесь и далее Послезаконие в переводе А. Н. Егунова в указанном выше издании (т. 14).
1 Представление о связи умершего со светилами гораздо шире орфического круга. Во многих традициях отождествляются душа и свет. Солнце, Луна и звезды — местопребывание душ умерших, умершие сами становятся звездами (см. например, Аристофан. Мир, 832 и сл.). Современный обычай давать малым планетам и астероидам имена великих умерших людей в своей семантике ближе орфизму с его предпочтением, отдаваемым праведникам.
2 Мир огня в Теогонии – это прежде всего картина титаномахии, представляющая собою очевидный экпиросис (испламенение) всего космоса, победу огненной стихни: 689 ...с неба, а также с Олимпа
Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны
Полные блеска и грома, из мощной руки полетели
Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.
Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,
И затрещал под огнем пожирающим лес неиссчетный.
Почва кипела кругом. Океана кипели теченья.
И многошумное море. Титанов подземных жестокий
Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя
Жгучее. Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли
Каждому яркие взблески перунов летящих и молний.
Жаром ужасным объят был Хаос...
(Перевод В. Вересаева)

Листы: 227   235   243   251   258   266