Костенко Н. Ю. Проблемы публикации мемуарного и эпистолярного наследия ученых: по материалам личного архива проф. О. М. Фрейденберг
Глава 1. Раздел 1
Биография О. М. Фрейденберг
Обобщающего биографического исследования о литературоведе, мифологе и философе, профессоре классической филологии Ленинградского университета Ольге Михайловне Фрейденберг (1890–1955) на сегодняшний день не существует. Проблемы ее научной биографии рассматриваются в диссертации американского исследователя Кевина Мосса «Ольга Фрейденберг: советский мифолог – в советском контексте», защищенной в 1984 г. в Корнелльском университете, и в недавно законченной работе профессора университета Индианы (США) Нины Перлиной «Труды и дни Ольги Фрейденберг», акцентирующей внимание также на вопросах интерпретации научного наследия Фрейденберг1. Отдельные аспекты биографии ученого затрагиваются в многочисленных очерках Н. В. Брагинской, предваряющих или сопровождающих публикации текстов Фрейденберг.
Источниками к биографии Фрейденберг служат прежде всего документы ее личного архива, в том числе почти 2000-страничные автобиографические Записки, а также материалы Фрейденберг и о ней, отложившиеся в фондах тех учреждений, где она училась или работала: Ленинградского университета в Государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга, институтов АН СССР и Наркомпроса – в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук, Государственном архиве Российской Федерации и др.), и в личных фондах ученых, с которыми Ольга Михайловна общалась (фонды И. И. Мещанинова, Н. Я. Марра, И. А. Орбели, И. Г. Франк-Каменецкого и др. – в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук; М. К. Азадовского в Рукописном отделе Российской государственной библиотеки и др.). Работа по выявлению этих материалов еще не закончена, однако уже сейчас можно сказать, что они существенно дополняют и корректируют Записки Фрейденберг.
Эти Записки, охватывающие практически весь период жизни ученого – с раннего детства и до 1950 г., казалось бы, дают массу сведений для биографического исследования, но на деле значительно затрудняют его, по крайней мере, на начальном этапе работы. Дело в том, что чрезвычайная субъективность этих тектов не дает возможности безоговорочно использовать их фактическую сторону. Яркий литературный талант автора, своеобразный анализ собственной жизни и судьбы, эмоциональная насыщенность текста при первом знакомстве с ним ставят читателя, да и исследователя Записок, в зависимость от авторских оценок и концепций. Не случайно поэтому большинство работ о Фрейденберг (особенно в местах, где речь заходит о ее биографии) изобилуют цитатами из Записок, а в некоторых случаях (об этом см. гл. 3 данной работы) историко-научный и реально-биографический комментарий фактически подменяется слепым и некритичным пересказом Записок.
Чтобы не прийти к подобному результату, в данной главе мы предполагаем наметить основные контуры биографии О.М.Фрейденберг, опираясь преимущественно на архивные материалы и имеющуюся литературу о ней. Кроме того, надо оговориться, что мы почти не коснемся здесь вопросов анализа научного творчества О.М.Фрейденберг: это выходит за рамки данной работы, да и существует ряд статей, где эти вопросы подняты специалистами в тех научных областях, в которых работала Фрейденберг, и исследованы гораздо полнее, чем биография или, скажем, мемуарное творчество.
Отдавая дань традиционной точке отсчета любой биографии – времени и месту рождения человека – начнем именно с этого: родилась О.М.Фрейденберг в Одессе 15 (27) марта 1890 г. Ее отец – Михаил Филиппович Фрейденберг (1858–1920) – изобретатель-самоучка, поэт, драматург, журналист, издатель; мать – Анна Осиповна, урожденная Пастернак (1862–1944), родная сестра известного художника Л.О.Пастернака, полностью посвятила себя дому и воспитанию детей, хотя по ряду свидетельств, была достаточно образованной и обладала прекрасными музыкальными способностями. Кроме младшей Ольги, в семье было еще двое сыновей – Александр (1884–1938) и Евгений (1887–1901). Одесский период жизни О.М.Фрейденберг, а он продолжался до 1903 г., когда семья переехала в Петербург, заключен в тесный, даже замкнутый, домашний круг: ближайший друзья – кузены Борис и Александр Пастернаки.
В Одессе М.Ф.Фрейденберг перепробовал массу занятий: учился всягого рода ремеслу, работал чернорабочим, организовал первый драматический театр в Евпатории и играл на его сцене, с 17 лет «бредил литературой», начал писать. В 1876 г. вместе с приятелем, художником Дебрюксом начал издавать литературно-художественный сборник «Калейдоскоп», имевший успех в Одессе, затем был приглашен в газету «Одесский листок». После переезда в столицу продолжал заниматься журналистикой, сотрудничая в одесских, московских и петербургских газетах и журналах (московские «Развлечения», «Маяк», «Одесские новости», «Пчелка», «Петербургский листок» и др.), а так же организовывал свои периодические издания. Но, пожалуй, главной страстью и настоящим призванием М.Ф.Фрейденберга было изобретательство: ему принадлежат патенты на изобретение первой в России и Европе автоматической телефонной станции, буквоотливочной машины, проект подводной лодки и др. Однако судьба его открытий оказалась печальной – ни одно из них на родине внедрено не было, попытки их реализации за границей также успеха не имели
Что можно еще сказать о человеке со столь бурной биографией, казалось бы все правила соблюдены: перечислены основные занятия, основные вехи жизненного пути. Но это мало объясняет, то что очень хочется всегда объяснить: почему это так? Как увязать полеты на воздушном шаре, выпуск газет, театральную сцену и мировые открытия, друзей-авантюристов и безалаберную жизнь? Как пояснить то, что Ольга Михайловна постоянно называет себя двойником отца, говорит о нем то, что вполне применимо и к ней самой, поиск корней и причин почти всех главных поступков ее жизни в отце, вплоть до объяснения своей судьбы, которая действительно во многом совпадает с отцовской. Отказавшись искать ответы на подобные вопросы в Записках, попытаемся сослаться на чужую субъективность, могущую стать истиной: «... дело, может быть, в особенном даре нескольких редких людей, который я бы назвал даром времени. Люди захвачены настоящей минутой, которая никому не принадлежит и обнимает их общей бесцветною средою «данного времени» – действительности. Непрерывно наступает все новое и новое настоящее, столь мало принадлежащее, как случайность, постигшая без различия всех. И только прошлое, по-видимому, множится в интимные ряды. Однако я встречал несколько личностей, которые как бы дышат своим собственным временем, у которых показанья их часов, может быть, только – уступка общественному порядку. Что это означает? Это означает, во-первых, некоторую черту бессмертия, проникающую их движения. И затем это говорит о какой-то одинокой их близости со своей судьбой. Судьба эта нисколько не порабощает их. Но она как-то неизменно родственна им, как близнец – обязанный тому же как они происхождению.... Присутствие таких людей как-то прерывает действительность: с ними говоришь и уже как будто воспоминание твое повествует о них, вероятно потому, что они никогда не вступали в безразличную среду нашего настоящего," – писал в неотправленном письме М.Ф.Фрейденбергу зимой 1913 г. Б.Л.Пастернак, сквозь строки которого проступает.
Переезд семьи Фрейденбергов в Петербург совпал для О.М.Фрейденберг с поступлением в частную гимназию Е.М.Гедда. К этому моменту ей исполнилось 13 лет. Столь позднее начало учебы сама она объясняет своей органической неспособностью сдавать экзамены, отвращением к «системе деланного опроса». Не сдала экзамены Фрейденберг и на этот раз, но по ходатайству отца ее все же приняли условно. Гимназия, одна из лучших в Петербурге (ее закончили Екатерина Сабашникова, Елизавета Гельцер, Зинаида Шокальская, Цезария Бодуен де Куртэне, Екатерина Кузьмина-Караваева и др.), в которой О.М.Фрейденберг проучилась 5 лет, заняла в ее жизни очень большое место: «Это новая глава не только в данной тетради, – признавалась она в воспоминаниях, – но и в жизни.»
Многочисленные подруги, с которыми Фрейденберг сохраняла отношения всю жизнь (одна из них Е.С.Лившиц, переписка с которой, начинаясь в 1904 г., продолжается до 1954 г. и охватывает примерно 50 лет), любимая учительница О.В.Никольская (в замужестве Орбели), дочери которой Р.Р.Орбели завещала О.М.Фрейденберг свой архив, и многое, многое другое.
Заканчивает гимназию Фрейденберг в 1907 г. с серебряной медалью, на следующий год переходит 8-ой педагогический класс. Высшие женские (Бестужевские) курсы – возможное продолжение образования, оказались для О.М.Фрейденберг закрыты, хотя прошение она подавала: без золотой медали вставала необходимость сдавать экзамены; кроме того, ограничение процентной нормы приема евреев в высшие учебные заведения; все же продолжать образование ей очень хотелось и некоторое время она ходила на лекции с подругами, которых приняли.
Жизнь О.М.Фрейденберг после гимназии и до начала Первой Мировой войны – праздная жизнь для себя самой. С 1911 по 1914 г. она совершает несколько путешествий в Европу: Италия, Щвейцария, Германия и наконец Швеция, преимущественно одна, разъезжая по разным городам без путеводителей и гидов, одновременно со страной изучая ее язык, без каких-либо образовательных целей. Чем занималась кроме того? Читала, писала стихи, посещала театры. Пробовала работать: после 1909 г., когда М.Ф.Фрейденберг, ушел из «Петербургского листка» и занимался изданием «Всеобщей газеты», она становится его личным секретарем, в 1913 г. работает в частной переплетной мастерской фальцовщицей, пробует давать уроки.
С началом войны круто изменилась ее внешняя жизнь. С октября 1914 г. О.М.Фрейденберг становится сестрой милосердия и работает в двух лазаретах: «Кружка Е.М.Гедда», основанного на средства бывших учениц одноименной гимназии, и Ончуковых, богатой купеческой семьи. По всей видимости, собственно медицинской сестрой Фрейденберг не была, или, по крайней мере стала ею не сразу (В архиве Фрейденберг вместе с удостоверениями сестры милосердия сохранился билет на «Курсы первой помощи и ухода за больными и ранеными» при Цандеровском институте, начало занятий на которых – 16 февраля 1916 года.). При лазарете «Кружка Е.М.Гедда» помимо ухаживания за ранеными, была еще культуртрегерская программа: знакомство с городом, кино, зоосад и т.д. Именно эту работу с удовольствием выполняла Фрейденберг, в ее архиве сохранился список спектаклей, которые она посещала вместе с солдатами в Народном доме.
В Петроградский университет Фрейденберг приходит осенью 1917 г. и записывается «сторонней слушательницей», достаточно мало представляя себе, чем конкретно будет заниматься. Единственное осознанное направление – литература, в частности, старинная испанская, которую Фрейденберг хорошо знала.
1 марта 1918 г. Фрейденберг подает прошение о зачислении вольнослушательницей на историко-филологический факультет университета. «Условия приема в высшие учебные заведения в период довоенный, а затем трехлетняя война, в продолжение которой я была сестрой милосердия, – писала она, – лишали меня возможности получить высшее образование. Ныне, освобождаясь событиями от исполнения гражданских обязанностей, я стремлюсь осуществить мечту своей жизни – и поступить в свободный Университет».
Сохранившееся в личном архиве «Обозрение преподавания наук на историко-филологическом факультете Петроградского университета» на 1918/19 учебный год, где подчеркнуты курсы, посещаемые Фрейденберг в это время, обнаруживает широту и многообразие интересов, какую-то гуманитарную всеядность: она слушает лекции по философии Н.О.Лосского, А.И.Введенского и И.И.Лапшина, бывает на занятиях у А.А.Шахматова – специалиста по древнерусской литературе, востоковедов В.В.Бартольда (история мусульманского мира) и И.Ю.Крачковского (курс арабской культуры), филолога-испаниста Д.К.Петрова и др.
Можно сказать, что в это время (1918–1919 гг.) начинают складываться ее будущие научные интересы, причем их во многом определили для Фрейденберг личность и методы обучения университетских преподавателей. Большой интерес к древней русской литературе вызвал у нее метод преподавания А.К.Бороздина – специалиста по литературе XIX века, истории раскола и ересей в России, давшего, как она потом напишет в письме к О.В.Орбели, «пусть схематически – путеводитель по науке; и для меня, ученицы-первокурсницы, страшно важно и ценно, что есть рука, ведущая меня. Ибо сами руководители-профессора хаотичны до невероятия, и без научного гида можно потонуть или сойти с ума». Увлекается она и греческим языком, вернее греческим языком в преподавании И.И.Толстого (филолог-классик, будущий академик и профессор ЛГУ). О его лекциях писала, слушавшая их тогда вместе с Фрейденберг, будущая известная пианистка М.В.Юдина: «Это было некое буйство познания... То был в скорлупе урока, лекции – Дифирамб. И на этих занятиях так нас было мало; сидела на них в упор глядя на Ивана Ивановича громадными хрустально-дымчатыми очами, гениальная женщина Ольга Михайловна Фрейденберг, сама – миф, сама – сивилла, сама – философ, двоюродная сестра Пастернака, умершая задолго до него, неузнанная...»
Таким образом, определились два направления занятий О.М.Фрейденберг: русистика и грецистика, в соответствии с которыми она пытается строить свое дальнейшее обучение. Но тяжелая зима 1919 г., во время которой университет практически перестал функционировать, несколько смешала намеченные планы Фрейденберг – многие объявленные курсы отменялись, профессора не приходили, и получилось так, что Фрейденберг оказалась на классическом отделении почти вынужденно, так как «не дрогнули только эти строгие люди». И в марте 1919 г. она подает прошение о зачислении действительной студенткой на классическое отделение историко-филологического отделения. Тем не менее окончательный приоритет грецистики еще не определился.
1 Moss K. M. Olga Mikhailovna Freidenberg: Soviet Mythologist in a Soviet Context : a Thesis Presented to the Faculty of the Graduate School of Cornell University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. 1984. 303 р.; Perlina N. Ol'ga Freidenberg's Works and Days // Strumenti critici. 1990. Vol. 5, № 2 (Maggio). P. 167–203.