2. Комическое до комедии

Опубл.: Фрейденберг О. М. Комическое до комедии : (к проблеме возникновения категории качества) // Миф и театр / сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 74–127.

[Предисловие Н. В. Брагинской]

Рукопись «Комическое до комедии» публикуется полностью, без изменений, с уточнением цитат и отсылок к цитатам; рукопись снабжена примечаниями составителя.
У работы «Комическое до комедии» есть две особенности, на первый взгляд никак не связанные между собой. Первая — то, что работа писалась в осажденном Ленинграде, вторая — то, что на собственные неопубликованные труды Фрейденберг ссылается так, словно читателю они могут быть известны. Нужно, наверное, представить себе человека, который много лет работал в идейной изоляции, не видел своих работ напечатанными (единственная опубликованная монография «Поэтика сюжета и жанра» таинственно исчезла с прилавков через пару дней после выхода в свет), представить себе ученого, который видит вокруг умирающий город, чтобы понять, что обращаться такой человек и ученый мог только к будущему. Перед лицом будущего и будущего читателя, тем более идеализируемого, чем меньше вероятия найти читателя труда о Гомере и Аристофане в осажденном Ленинграде, кажутся смешными, лишними ссылки и пояснения, и читателю в дали немногих, но недостижимых десятилетий приписывается и полная осведомленность я готовность все понять и обо всем догадаться.

 

$nbsp;


Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169  
1 Фольклорные жанры в поэме Гесиода Фрейденберг исследует в неопубликованной монографии «Семантика композиции «Трудов и дней» Гезиода» (1939). С трактовкой Дики и Гибрис как первоначально космических, а затем этических образов можно познакомиться но экстракту из части монографии «Что такое эсхатология?». (Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6. С. 512—514.)
1 О феерии у Магнета см. парабазу «Всадников» Аристофана, стих 520 и сл. Политическая антипериклова тема — основа Θρᾶτται и Χείρωνεσ Кратина. Ферекратова сатира на женщин — сценка Κοριαννώ, где героиня приходит в гости к трактирщице Глике. В «Музах» Фриниха происходило загробное состязание Софокла и Еврипида. «Птицам» соответствует подземная утопия в «Металлах» Фриниха, «Всадникам» — «Демы» Евнолида, «Тесмофорназусам» его же «Байты», «Лягушкам» — «Дионис-Александр» Кратина, «Облакам» — «Панопты (Всевидящие)» Кратина.
1 О понимании О. М. Фрейденберг пародии см. ее статьи: Идея пародии // Сборник в честь С. А. Жебелева (машинопись). Л., 1926. С. 378 и сл.; Происхождение пародии // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6. С. с. 490—497 (год написания работы — 1925-й), а также: Поэтика сюжета и жанра (С. 100, 188, 239, 307, 322, 290 и сл. Пародия у Фрейденберг это не литературная форма, а результат архаического представления о двойничестве всего сущего. Пародия в этом смысле имеет целью утверждение бытия (постоянно оспариваемого вторым, «мнимым» его аспектом), «при помощи благодетельной стихии обмана и смеха» (Происхождение пародии, с. 497).
2 См. прим. 20. прим. к л. 138
1 Комедии Аристофана здесь u далее цитируются в переводе Адриана Пиотровского.
Листы: 89   97   105   113   121   129   137   145   153   161   169